О храме

Подробная история Церкови Святой Троицы в селе Болычево.

IMG_2998

В дворцовой Тягощской волости, в с. Тягощи, рядом с которым находилась дер. Болычево, исстари стояла деревянная церковь. В Смутное время она была разорена.

В 1680 г. на старом церковном месте построили церковь Живоначальной Троицы.

В 1691 г. дворцовая Тягощская волость пожалована князю П.И. Прозоровскому. Из своих земель он выделил брату Борису Ивановичу (1654 — после 1705) часть, в которую входило Болычево.

Борис жил с родителями в Астрахани, где его отец был воеводой. Он лишился отца и брата после взятия города Степаном Разиным — атаман казнил их, а у Бориса допытывался, куда воевода подевал таможенные деньги. Борис объяснил путь следования таможенных сборов и то, что отец не мог их присвоить. Борис Иванович стал боярином в 1682 г.

С 1692 г. — воевода в Нижнем Новгороде.

В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина. Он завещал свои сёла будущей императрице Екатерине I, которая также по завещанию отдала их своим родственникам (1727 г.)

В 1729 г. новый владелец, граф Фёдор Самойлович Скавронский, построил деревянную церковь Святой Троицы с приделом Казанской иконы Божией Матери. По церкви село долгое время называлось Троицким. Рассказывали, что до своего возвышения он был ямщиком между Ригой и Петербургом. Имя его первый раз упомянуто князем Репниным в росписи, при которой «сии люди» (родственники императрицы Екатерины) 21 февраля 1726 г. с сержантом Микулиным были отправлены из Риги в Петербург.

Его жена латышка и две падчерицы «слёзно молили» оставить их на родине. Поэтому в Петербург Фёдор Скавронский (его настоящая фамилия была Сковородский) прибыл один. Всех родственников государыни поселили на мызе Стрельна под Петербургом. Граф (с 5 января 1727 г.) Фёдор Скавронский получил вотчины в окрестностях Москвы. Он женился на Екатерине Родионовне Сабуровой и поселился в своих вотчинах. Соседями его, и совладельцами оказались родственницы — Анна Ефимовская и Христина Гендрикова. Между родственниками, на почве выяснения отношений по совладению полученными имениями начались распри, доходившие до открытых побоищ и сопровождавшиеся доносами и жалобами. Скавронский умер в Москве в конце 1720-х гг. не оставив потомства.

Императрица Елизавета пожаловала часть его земель графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, от которого Болычево и Карачарово перешли к его брату Кириллу Григорьевичу, а тот в 1784 г. представил на высочайшее усмотрение раздел всего недвижимого имущества между своими детьми. Болычево и Карачарово достались его сыну Льву (1757-1818). Он, четвёртый сын гетмана от брака с Екатериной Ивановной Нарышкиной, в конце 1760-х гг. был отправлен для окончания образования за границу и слушал лекции в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию отправился в свите посла, князя Н.В.Репнина, в Константинополь, а вернувшись, поступил в Семёновский полк, где дослужился до чина полковника.

В 1782 г. стал адъютантом князя Потемкина. В армии он командовал егерскими полками под началом Суворова и за отличия в боях при Сакче и Мачине и при взятии Измаила и Бендер награжден орденом Святого Владимира II -й степени. Произведённый в 1790 г. в генерал-майоры, в 1796 г. Разумовский вышел в отставку по болезни и уехал за границу, навлёкши на себя гнев императора Павла. Затем навсегда поселился в Москве — ему принадлежали дом на Тверской (теперь Английский клуб) и великолепное старинное Нарышкинское имение Петровское (Петровское-Разумовское близ Москвы).

Граф был одним из первых петербургских щеголей, пользовался громадным успехом у женщин и всеобщей любовью товарищей, кутил, делал долги и «не малую наводил скуку своими беспутными и неумеренными издержками» на старика-гетмана, который говорил о сыне: «Лев первой руки мот». Несмотря на это, отец отделил ему, кроме Петровского-Разумовского, ещё громадное малороссийское имение Карловку в Полтавской губернии. В начале 1802 г. граф Разумовский женился на княгине Марии Григорьевне Голицыной, урождённой княжне Вяземской — при живом муже, известном самодуре и расточителе, князе А.Н.Голицыне. Мысль, что он вопреки Евангелию женился на «пущенице», отравляла покой Льва Кирилловича, тем не менее 16 лет протекли в любви и согласии. Однако детей от этого брака не было.

Л.К.Разумовским на рубеже XVIII-XIX вв. обустроена усадьба.

В 1812 г. на его средства возведена Троицкая церковь. Глубоко верующий христианин, Разумовский, однако, чувствовал склонность к мистицизму и был в переписке с масоном Поздеевым. Храм в советское время был закрыт, разорён, от колокольни уцелел только нижний ярус. Сохранилась роспись купола кессонами, исполненная в 1827 г. Т. Любимовым. Стоят усадебный дом (обезличенный переделками), и построенный в 1790-х гг. каменный амбар.

Человек высокообразованный, Лев Кириллович любил музыку, художество; едва ли не он первый завёл зимний сад в доме. Истинный барин, утончённо вежливый, он любил угощать и веселить других, но, как и подобало русскому барству, не знавшему счёта деньгам, был плохим хозяином. Любезный говорун, он часто отпускал живое и забавное слово; несколько картавил, и даже его вечный насморк не портил общего впечатления. Москва любила графа, знала его сани с высоким гайдуком на запятках и его большую меховую муфту, которую он ловко бросал в передней, входя в комнаты.

Умер в Москве 21 ноября 1818 г. и погребён в Московском Донском монастыре. В середине XIX в. селом владела княгиня Варвара Михайловна Гагарина (1779-1854, урожденная Пушкина), жена князя Сергея Ивановича Гагарина (1777-1862), действительного тайного советника, камергера, члена Государственного Совета, сенатора, президента Московского императорского общества сельского хозяйства, в котором практику соединял с теоретическими изысканиями.

С 1843 по 1851 г. — член Московского отделения главного совета женских учебных заведений.

В семье Сергея Ивановича и Варвары Михайловны Гагариных было четверо детей, две дочери умерли в детстве, всю свою любовь княгиня сосредоточила на сыне Иване, и, возможно в меньшей степени, на дочери Марии. Варвара Михайловна, набожная и добрая женщина, оказала главное влияние на характер своего сына. Своим нравственным воспитанием он был обязан почти целиком матери. Мальчик получил обычное для людей его круга домашнее воспитание, которым руководил французский наставник. 4 ноября 1824 г. 10 -летний Иван Гагарин и его сестра участвовали в любительском концерте в Гатчинском дворце, на котором присутствовали принц и принцесса Оранские.

В 1831 г. Иван Гагрин поступил в Московский архив Министерства иностранных дел.

4 мая 1833 г. Иван Гагарин был причислен «сверх штата» к русской миссии в Мюнхене, где посланником был его дядя, князь Григорий Иванович Гагарин, почетный член кружка «Арзамас», любитель театра и изящной словесности. До своей смерти в 1837 г. дядя покровительствовал И.С. Гагарину на служебном поприще.

Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882), дипломат (в 1833 -1835 гг. — чиновник русской миссии в Мюнхене), писатель, знакомый А. С. Пушкина, П. Вяземского, Ф. И. Тютчева, П. Я. Чаадаева, М.Ю. Лермонтова, Ю.Ф. Самарина, И. Киреевского и многих других известных деятелей своего времени. В Мюнхене Гагарин посещал лекции в университете, одном из лучших в Германии. Здесь начался тот духовный процесс, который в конечном результате привел Гагарина к обращению в католичество. Гагарина, как и многих русских в это время, волновал вопрос о месте России в Европе: «В чем состоит та общность, которая существует между различными европейскими странами, и к которой Россия остается непричастной?…» В это время Гагарин далек от церковной жизни.

В 1836 или 1837 г. он приходит к мысли, что «Католическая Церковь была точкой опоры европейской цивилизации», в то же время он писал: «Видеть в Католической Церкви учреждение и принцип, служащий основанием развития европейского общества и европейской цивилизации, и признавать истину и Божественную миссию этой Церкви — суть две совершенно разные вещи». Что же касается христианства в целом, Гагарин тогда видел в нём стадию развития человеческой мысли, которая возвысила его по сравнению с достижениями античности, но он не считал эту стадию последней. Он воспринимал протестантство и философское движение, им порожденное, как очередную фазу всемирного прогресса, в которой он приветствовал «освобождение мысли». Протестантство, однако, не могло его удовлетворить, ибо он видел в нём «лишь отрицание», хотя, пишет Гагарин, «я считал это отрицание необходимым».

В 1833 г. в Мюнхене Гагарин познакомился со вторым секретарём русского посольства Ф.И. Тютчевым. Они стали друзьями, 19-летний Гагарин, один из немногих в окружении Тютчева, был знаком с тютчевскими стихами.

В 1836 г. Гагарин пожалован в камер-юнкеры, он служил в Петербурге в канцелярии Министерства иностранных дел. И. С. Гагарин, как и молодой Пушкин, считал себя духовным учеником Чаадаева. Но с Чаадаевым они были знакомы в разные периоды его жизни, Пушкин-юноша в молодые годы Петра Яковлевича (1818 г. — «и на обломках самовластья напишут наши имена»), Гагарин — много позднее.

В Москве И.С. Гагарин познакомился с Чаадаевым, беседы с которым сильно повлияли на строй его мыслей, повернули его к католицизму.

В 1838 г. И.С. Гагарин определен к русскому посольству в Париже, в 1840 г. назначен младшим секретарём. Он посещает лучшие салоны Парижа, в т.ч. салон своей родственницы Софьи Петровны Свечиной, перешедшей в католичество ещё в 1815 г. в Петербурге, и оказавшей на будущего отца-иезуита сильное влияние. Гагарин знал её с детства.

19 апреля 1842 г. в домовой церкви С.П. Свечиной Гагарин был принят в лоно Католической Церкви. Для Софьи Петровны решение Гагарина о перемене веры было неожиданностью. Сама Свечина была против его отречения от Православия, она явилась к католическому священнику, который должен был присоединить Гагарина к Католической Церкви, и изложила свои доводы против перехода его в иную веру, но безуспешно. В том же, 1842 г., Гагарин приехал в Россию, чтобы устроить свои дела и подать прошение об отставке. Своему ближайшему другу, Ю. Самарину, он доверил тайну своего обращения.

В Москве он возобновил знакомство с Чаадаевым, встречался с Герценом.

В 1853 г. Гагарин был предан суду за самовольное пребывание за границей и переход в католичество. Четыре года спустя И.С. Гагрин обратился к императору Александру II с прошением, разрешить ему приехать в Россию для свидания с отцом. Отец попросил оставить ходатайство без последствий. Ивана Сергеевича Гагарина долгие годы подозревали в составлении «патента на орден рогоносцев», разосланного Пушкину и его друзьям и знакомым, и во многом сделавшего дуэль с Дантесом неизбежной.

Обвиняли его в том, что он, вместе с другим подозреваемым, князем Петром Владимировичем Долгоруковым, историком и генеалогом, публицистом, а в то время двадцатилетним юнцом, принадлежали к «окологеккернской» молодежи, и бумага, на которой был написан пасквиль, была такой же, какой всегда пользовался И.С. Гагарин.

В середине 1850-х гг. Гагарин месте с французским математиком О.Л. Коши создал Общество по развитию школьного образования на Востоке. В 1859-1860 гг. Гагарин совершил поездку в Иерусалим и Сирию, в 1862-1864 гг. — вел курс истории церкви в Газире (Ливан).

Главной темой публицистики И.С. Гагарина, которой по его словам он «обрек всю свою жизнь» было — воссоединение восточной и западной церквей в католичестве, в чем он усматривал единственную возможность независимости русской церкви от государства, гарантию свободы совести, а заодно и средство избежать революции.

В 1881 г. ходатайствовал о выдаче ему русского паспорта без права возвращения в Россию.

Умер в Париже в 1882 г.

В 1890 г. в Болычево были усадьбы Ф.Ф. Редлих и купца Ананьина. В 1911 г. — усадьба во владении Т.Б. Антонович. Деревянный усадебный дом 1790-х гг. уничтожен в середине 1990-х гг. Клировая ведомость Троицкой церкви с. Болычево сообщает: «В 1831 г. произведен Можайской округи к Троицкой, что в с. Болычеве церкви во священника Сергий Иоаннович Левитский (в 1851 г. ему было 44 года). Он родился в Московской губернии, был сыном диакона. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии наукам: богословским, церковной истории, философским, математике, физике, словесным, всеобщей истории, языкам -латинскому, еврейскому, греческому и французскому. По окончании курса в 1829 г. уволен в епархиальное ведомство с аттестатом 2 разряда. После рукоположения в 1831 г., он, в 1837 г., определен депутатом.

В 1842 г. с увольнением от должности депутата утвержден в должности благочинного. С увольнением от должности благочинного переведен в Волоколамский уезд, в с. Ильинское к Ильинской церкви во священника же в 1843 г.

В 1845 г. переведен в храм с. Лопасня (ныне г. Чехов Московской области). Его жена, Анна Мироновна, в 1851 г. ей пошел 41 год, их дети — Екатерина, 18 лет, Алексей, 14 лет, обучался в Московской Духовной семинарии, Александр, 12 лет, обучался в Донском уездном училище».

В семье диакона церкви с. Болычево Алексия Смирнова и его жены Елены Фёдоровны Смирновой в 1894 г. родился сын Василий.

В 1908 г. он окончил Волоколамское Духовное училище, и в 1914 — Вифанскую семинарию.

В советское время Троицкая церковь была закрыта и разорена.

1000-865-8f6b2f26005727bfc0330477d - копия

Деревянная одноглавая клетская часовня простой архитектуры. Построена в 2008 в связи с невозможностью быстрого восстановления церкви. Приписана к храму в Бражниково.

volokol_bolytchevo_14706b

1
2

Храм Святой Троицы. Село Болычево.
Презентацию подготовила ученица 8 класса МОУ «Болычевская основная общеобразовательная школа» Гурихина Екатерина Руководитель – Кузнецова Р.Ю.^: https://infourok.ru/

Храм Троицы Живоначальной с. БолычевоСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Одинцовская епархия, Волоколамское благочиние

Контактная информация

+7 (903) 284-92-69
http://mepar.ru/eparhy/temples/?temple=1910
Адрес:
Московская обл., Волоколамский район, с. Болычево, ул. Центральная, д. 19 А
  • Статус:не действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Престольные праздники:
    • Троицы Живоначальной - Июнь 23 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка:В дворцовой Тягощской волости, в с. Тягощи, рядом с которым находилась дер. Болычево, исстари стояла деревянная церковь. В Смутное время она была разорена. Только в 1680 г. на старом церковном месте построили церковь Живоначальной Троицы.

    В 1729 г. новый владелец села, граф Федор Самойлович Скавронский, построил деревянную церковь Святой Троицы с приделом Казанской иконы Божией Матери. По церкви село долгое время называлось Троицким.

    Л.К. Разумовским на рубеже 18-19 вв. обустроена усадьба. В 1812 г. на его средства возведена Троицкая церковь. Храм в советское время был закрыт, разорён, от колокольни уцелел только нижний ярус. Сохранилась роспись купола кессонами, исполненная в 1827 г. Т. Любимовым.

Комментирование запрещено